OAO «Специальное конструкторское бюро Приборостроения и Автоматики»

 

601903, г. Ковров, ул. Крупской, 55     |    телефон: (49232) 9-36-37    |    факс: (49232) 3-11-64    |    e-mail: info@oao-skbpa.ru

Основные направления деятельности ОАО "СКБ ПА:

    • Системы стабилизации и наведения вооружения образцов БТВТ.

    Системы стабилизации и наведения основного и вспомогательного вооружения являются одними из важнейших элементов современных образцов бронетанковой военной техники (БТВТ), определяющих его важнейшие характеристики, такие как точности наведения и стабилизации, скорости наведения и переброса вооружения.

    ОАО «СКБ ПА» является разработчиком систем стабилизации и наведения основного и вспомогательного вооружения образцов БТВТ, которые в дальнейшем серийно изготавливаются в ОАО «КЭМЗ» и поставляются для установки на финальные образцы БТВТ, изготавливаемые АО «НПК «Уралвагонзавод», АО «Курганмашзавод, АО «Щегловский вал», АО «Омсктранс-маш», ООО «ВМК «ВгТЗ», АО «АМЗ» и др. В ОАО «СКБ ПА» разработано более 50 различных видов систем для стабилизации и стабилизированного наведения основного и вспомогательного вооружения объектов БТВТ.

    Опыт ОАО «СКБ ПА» при проектировании систем стабилизации и наведения вооружения составляет более 20 лет. Разработанные системы стабилизации и наведения вооружения защищены многочисленными патентами. В ОАО «СКБ ПА» создана уникальная школа по проектированию указанных систем, основанная на сочетании опыта построения классических систем стабилизации и современных цифровых технологиях

     

     

    • Информационно-управляющие системы шасси с системой управления движения ВВТ.

    ОАО «СКБ ПА» с 1995 года осуществляет работы по созданию информационно-управляющих систем шасси. Одной из первых разработок была система управления машиной лесозаготовительного комплекса (СУ МЛЗК).

    Необходимость создания информационно-управляющих систем шасси (ИУСШ) для бронетанкового вооружения и техники обусловлена требованием повышения функциональных возможностей современных образцов БТВТ в части автоматизации рабочих процессов по управлению движением, огнём из штатного вооружения, защитой от воздействия поражающих факторов, а также обеспечения взаимодействия как между отдельными машинами, так и в составе подразделения.

    Для формирования оптимальных решений по управлению машиной, техническому обслуживанию и поиску неисправностей необходимо обеспечить, с одной стороны, снижение нагрузки на механика-водителя и, с другой стороны, возможность быстрой обработки большого объёма информации о состоянии шасси. Реализация этой задачи невозможна без объединения различных подсистем шасси в единую информационно-управляющую систему.

    ОАО «СКБ ПА» была создана ИУСШ-688 для модернизированной БМП-3. ИУСШ-688 в составе БМП-3 прошла многочисленные испытания на полигонах ОАО «Курганмашзавод», Министерства обороны Российской Федерации, а также у инозаказчиков. После проведения Государственных испытаний конструкторская документация на ИУСШ-688 утверждена для серийного производства.

    Опыт, полученный при создании и в ходе эксплуатации ИУСШ-688, был реализован ОАО «СКБ ПА» при разработке новой системы: ИУСШ-960М для модернизированной БМД-4М. Разработка ИУСШ-960М позволила сделать её базовой для целого ряда высокоунифицированных систем целого семейства машин для ВДВ.

    Дальнейшим развитием ИУСШ-960М боевой машины десанта БМД-4М является разработка ИУСШ-952М для модернизированной самоходной противотанковой пушки 2С25М «Спрут-СДМ1». Модернизированная СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1» демонстрировалась на Международных военно-технических форумах «Армия-2015» и «Армия-2016».

    ОАО «СКБ ПА» принимает участие в создании ИУСШ  военных гусеничных машин следующего поколения в рамках проводимых ОКР.

    В 2014 году в ходе работ, проводимых в АО «61 БТРЗ» по модернизации танка Т-72Б1 в интересах инозаказчика, разработана информационно-управляющая система шасси для танка Т-72Б1 ИУСШ-184. Оснащение танка Т-72Б1 информационно-управляющей системой ИУСШ-184 позволило улучшить эксплуатационные качества машины. ИУСШ-184 может быть установлена на различных образцах БТВТ, созданных на шасси танка Т-72Б как при изготовлении новых образцов, так и в ходе капитального ремонта ранее выпущенных изделий.

    Созданный в ОАО «СКБ ПА» научно-технический задел по информационно-управляющим системам шасси позволяет в короткие сроки осуществить разработки ИУСШ и для других образцов БТВТ.

     

     

    • Системы топографического ориентирования для наземных подвижных объектах.

    Системы навигации и топографического ориентирования являются одними из важнейших элементов для современных наземных подвижных объектов, и предназначены для определения параметров движения, угловой ориентации и координат местоположения. ОАО «СКБ ПА» является разработчиком систем топографического ориентирования для наземных подвижных объектов разного класса точности, которые в дальнейшем серийно изготавливаются на ОАО «КЭМЗ».

    Для замены морально устаревшей танковой навигационной аппаратуры ТНА-4 разработана система топографического ориентирования (СТО) «Трона-1» среднего класса точности, построенная на базе механического гироскопа и являющаяся автономной системой одометрического типа, комплексированной со спутниковой навигационной системой (СНС).

    Разработанная система топопривязки навигации ориентирования (СТНО) высокого класса точности, построена на базе трехосевого лазерного гироскопа и кварцевых акселерометрах.

    Многофункциональная инерциальная навигационная система низкого класса точности, построенная на волоконно-оптических гироскопах (ВОГ) и кварцевых акселерометрах, интегрирована с приемником спутниковой навигации, позволяет работать в инерциальном режиме при пропадании сигнала спутниковой навигационной системы (СНС) на время до 10 минут и предназначена для работы в зонах неуверенного приема сигнала СНС.

    Все изделия обеспечивают отображение в реальном масштабе времени текущего местоположения объекта на фоне электронной карты и обмен информацией с внешними потребителями по информационным каналам типа RS-232/ /CAN/Ehternet.

     

     

    • Электрогидравлические системы управления для инженерных машин (шасси БМП-2, 3, БТР-80, 90)

    Любая современная армия нуждается не только в боевых машинах, но и в различной вспомогательной технике. Для успешного выполнения боевых задач армия должна располагать вспомогательными машинами различного назначения, которые будут решать транспортные, строительные, ремонтные и другие задачи, не связанные с непосредственным участием в боевых действиях.

    Одним из видов такой техники являются бронированные ремонтноэвакуационные машины (БРЭМ) широко используемые армейскими бронетанковым подразделениями. БРЭМ используется для эвакуации поврежденных (неисправных) бронемашин с поля боя и оказания помощи экипажам при их ремонте и техническом обслуживании в полевых условиях.

    Первым опытом ОАО «СКБ ПА» в данном виде техники стала разработка электрогидравлического оборудования (ЭГО) и электросварочного оборудования (ЭСО) для БРЭМ «Беглянка», построенной на шасси БМП-3.

    ЭГО и ЭСО в составе БРЭМ обеспечивают:

    - вытаскивание застрявших машин и самовытаскивание БРЭМ (привод лебедки);

    - проведение грузоподъёмных работ (привода крановой установки);

    - движение с грузом на крюке крановой установки в пределах ремонтной площадки со скоростью до 3 км/ч при уклоне площадки до 3 градусов;

    - выполнение инженерных работ по снятию грунта (привод бульдозера);

    - проведение электро-сварочно-режущих работ (привод ЭСО).

    В настоящее время ОАО «СКБ ПА» в рамках новых ОКР разработаны и изготовлены следующие системы управления спецоборудованием для инженерных машин:

    а) Система управления гидрооборудованием (СУ ГО) изделия Т-16 по теме «Армата», предназначенная для обеспечения управления:

    - грузоподъёмным краном;

    - основной и вспомогательной лебедкой;

    - сошником-бульдозера;

    - краном-манипулятором;

    - механизмом отбора мощности, с организацией соответствующих блокировок при работе оборудования и контроля сигналов датчиков.

    б) Электрогидравлическая система управления (СУ ГО - М), предназначенная для управления следующим гидрооборудованием инженерной машины:

    - тяговой и вспомогательной лебедкой;

    - стреловым, экскаваторным, бульдозерным и сменным рабочим оборудованием;

    - устройством отбора мощности;

    - вспомогательными питающими установками, с обеспечением необходимых блокировок при работе оборудования с проведением контроля и диагностики основных параметров гидросистемы по сигналам от датчиков.

    в) Усовершенствованное электрогидравлическое оборудование, позволяющее дополнительно к серийно изготавливаемому изделию обеспечивать:

    - управление приводом вспомогательной лебедки;

    - управление координатной системой защиты крановой установки при работе в стесненных условиях;

    - систему защиты от приближения к линиям электропередачи;

    - самодиагностику и контроль исправности с использованием современной микропроцессорной техники.

     

     

    • Системы подъема, разворота и стабилизации антенн.

    ОАО «СКБ ПА», начиная с 1997 г., работает в области создания систем подъёма, разворота и стабилизации антенн, а также комплектов оптических приборов. Первый опыт создания подобных систем был получен при проектировании «Устройства подъёма мачты» и «Опорно-поворотного устройства» в рамках ОКР «Стабилизация» по теме «Каста». В дальнейшем создавались подъёмно мачтовые устройства телескопического типа и опорно-поворотные устройства для антенных терминалов и комплектов оптических приборов по темам ряда других ОКР.

    ОАО «СКБ ПА» принимает также участие и в изготовлении новейших мобильных мало-высотных радиолокационных комплексов обнаружения аэродинамических и баллистических объектов, для которых изготавливает электрогидравлическую систему свертывания/развертывания антенной системы. Одним из важнейших параметров при разработке подобных комплексов является вес. Простота конструкции электрогидравлической системы (ЭГС), новейшая аналоговая и цифровая элементная база, а так же высокая удельная мощность – все это обеспечивает, с высокой надежностью, выполнение поставленных задач при минимальной массе ЭГС.

    В настоящее время ОАО «СКБ ПА» обладает большим опытом создания подобных систем с различной высотой подъёма полезной нагрузки массой до 300 кг, и заданными характеристиками позиционирования и стабилизации установленного приборного комплекса. Созданный в ОАО «СКБ ПА» технический задел позволяет в сжатые сроки выполнять проектирование и разработку КД данных систем, а кооперация с ОАО «КЭМЗ» позволяет проводить оперативное изготовление и испытания сложных систем с высоким качеством.

     

     

    • Системы стабилизации вооружения для ВМФ.

    В настоящее время ОАО «СКБ ПА» является ведущим предприятием в области изготовления и поставки современных систем стабилизации для Военно-морского флота России и инозаказчиков. Они применены в таких изделиях, как:

    - 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630М;

    - 30-мм корабельная двухавтоматная артиллерийская установка АК-630М-2 («Дуэт»);

    - 76,2-мм  одноствольная  автоматическая  артиллерийская установка закрытого типа АК-176М.

    Системы приводов наведения указанных изделий имеют цифровой электро и электрогидравлический приводы, в которых связь с центральной вычислительной системой (ЦВС) осуществляется по резервированному цифровому последовательному каналу «Манчестер-2» со скоростью передачи 1 Мбит/с, а также  реализована выдача в ЦВС сигналов исправности приводов и готовности к работе системы по результатам автономного диагностирования.

    Опыт ОАО «СКБ ПА» при проектировании систем стабилизации и наведения вооружения составляет более 20 лет. Разработанные системы стабилизации и наведения вооружения защищены многочисленными патентами. В ОАО «СКБ ПА» создана уникальная школа по проектированию указанных систем, основанная на сочетании опыта построения классических систем стабилизации и современных цифровых технологиях.

    Оригинальные конструкторские решения, реализованные при создании всех систем стабилизации вооружения, ставят данные системы в один ряд с лучшими мировыми образцами, а по многим показателям они не имеют мировых аналогов.

     

     

    • Гидроприводы вентиляторов систем охлаждения силовых установок образцов БТВТ.

    Требования к удельной мощности мобильной техники, их силовым установкам,  постоянно растут, так как это повышает эффективность этой техники. Повышение удельной мощности является важнейшей тенденцией и в создании двигателей современных транспортных средств.

    С ростом мощности двигателей транспортных средств, для обеспечения их оптимального теплового режима повышаются требования к эффективности систем охлаждения. Данное требование особенно актуально для машин, которые должны работать в тяжелых условиях расширенного температурного диапазона окружающей среды от минус 50º С до + 50º С.

    Возможности существующих систем охлаждения в этом плане ограничены: с ростом мощности системы охлаждения растут её габариты, что является фактором, сдерживающим рост удельной мощности силовых установок в целом.

    Таким образом, гидропривод в качестве привода вентиляторов системы охлаждения, является перспективным элементом силовых установок транспортных средств.

    ОАО «СКБ ПА» является разработчиком гидроприводов вентиляторов систем охлаждения силовых установок образцов бронетанковой военной техники (БТВТ). Гидропривод состоит из насосной установки с пропорциональным электрогидравлическим управлением, гидромоторов, датчиков давления и температуры. Управление осуществляется при помощи цифрового электронного блока управления.

    Данные системы были разработаны и прошли испытания в ходе выполнения целого ряда ОКР по созданию современных образцов БТВТ.

     

     

    • Системы управления трансмиссией образцов БТВТ.

    ОАО «СКБ ПА» осуществляет работы по созданию систем управления трансмиссией (СУ ТР) – одной из основных составных частей комплекса бортового оборудования (КБО) унифицированной базовой платформы. СУ ТР представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающий управление и контрольно-диагностические функции, а также аппаратную и программную совместимость с системами. Основные задачи, которые, как правило, решает СУ ТР: управление переключением передач; управление торможением; управление поворотом.

    В состав систем управления трансмиссиями как правило входят: электронный блок управления, пульт управления, пропорциональные редукционные клапаны, релейные клапаны, датчики.

    В основе функциональной схемы систем управления трансмиссиями лежит двухуровневая структура. Данная структура предполагает использование локальных мультиплексных линий связи внутри подсистем (первый уровень) и глобальных между подсистемами в пределах КБО (второй уровень).

    Структура построения СУ ТР и её элементная база позволяют: реализовать различные алгоритмы управления трансмиссиями различных машин, в том числе, с различными модификациями; унифицировать основные элементы системы для различных платформ; полностью интегрировать СУ ТР в единую программно-перестраиваемую систему управления за счёт применения открытой архитектуры с использованием стандартизованных технических решений; обеспечить большие возможности поэтапной модернизации и развития за счёт сетевой структуры системных связей, применения открытых модульнонаращиваемых технологий, резервов по производительности, объёмам памяти и пропускной способности каналов; обеспечить контроль технических эксплуатационных параметров СУ ТР, выдачу в ИУС шасси рекомендаций по эксплуатации образца, автоматизацию управления переключением передач, торможением, поворотом образца, хранение и передачу в ИУС шасси времени наработки образца, возможность полного перехода с автоматического на полуавтоматическое или аварийное управление переключением передач с места механика-водителя в случае нарушения работы или выхода из строя СУ ТР.

    Предложенные технические решения реализованы в системах управления трансмиссиями современных образцов бронетанковой военной техники.

     

     

    • Гидрообъёмные передачи механизмов поворота образцов БТВТ.

    ОАО «СКБ ПА» осуществляет работы по созданию гидрообъёмных передач механизмов поворота (ГОП МП) образцов бронетанковой военной техники (БТВТ). Одной из первых разработок была ГОП МП для бронированной ремонтно-эвакуационной машины в рамках ОКР «Беглянка», которая в настоящее время производится серийно.

    ОАО «СКБ ПА» в ходе выполнения ОКР была разработана ГОП МП для модернизированной БМП-3. ГОП МП изделия 688 в составе БМП-3 прошла многочисленные испытания на полигонах ОАО «Курганмашзавод», Министерства обороны Российской Федерации, а также у инозаказчиков. После проведения Государственных испытаний конструкторская документация на ГОП МП утверждена для серийного производства.

    Необходимость создания ГОП МП для бронетанкового вооружения и техники обусловлена требованием повышения функциональных возможностей современных образцов БТВТ в части управления движением, обеспечением бесступенчатого изменения радиуса кривизны траектории гусеничных платформ во всем диапазоне скоростей движения, обеспечивая как механическое (от штурвала) так и дистанционное (электрогидравлическое) управление ими, а также в зависимости от назначения образцов и возможностей установки различных типов вооружения.

    ОАО «СКБ ПА» была разработана ГОП МП с максимальной выходной мощностью до 250 кВт для перспективной средней гусеничной платформы, включающей в себя БМП, БТР, противотанковую самоходную установку и другие объекты.

    При разработке ГОП МП для изделия 195 была разработана ГОП МП с выходной мощностью 300 кВт, которая прошла многочисленные испытания на полигонах ОАО «Уралвагонзавод» и Министерства обороны Российской Федерации. После проведения Государственных испытаний конструкторская документация на ГОП МП с выходной мощностью 300 кВт утверждена для серийного производства.

    Технические решения, реализованные при разработке ГОП МП для изделия 195, легли в основу создания ГОП МП для универсальной гусеничной платформы. Требуемая мощность на выходном валу ГОП МП составила уже 500 кВт.

     

     

    • Мобильные робототехнические комплексы. Системы управления МРК.

    Мобильные роботы специального назначения разрабатываются в большинстве индустриально развитых стран в целях поддержки боевых подразделений и выполняют следующие функции:

    а) транспортировку через опасные участки боеприпасов, снаряжения, медикаментов;

    б) транспортировку и установку  линий проводной связи, ретрансляторов радиосвязи, постановщиков помех для подавления сетей связи противника,

    в) установку мин и минновзрывных заграждений,

    г) разведку противника, в том числе с применением технических средств разведки

    д) обнаружения мин и взрывоопасных предметов с маркировкой их местоположения или уничтожения специальными средствами,

    e) патрулирования охраняемых объектов,

    ж) подавления  опасных объектов противника дистанционно управляемым оружием, установленным на  роботах.

    ОАО «СКБ ПА» совместно с МГТУ им. Э.Н. Баумана проводила разработку подобных роботов и систем управления для них в интересах ФСБ и МВД России.

    Были разработана документация и освоено производство совместно с ОАО «КЭМЗ» мобильных робототехнических комплексов (МРК) для работы с взрывоопасными объектами «Вездеход ТМ3», «Вездеход ТМ5», «Варан», робототехнического комплекса поддержки спецподразделений  «Металлист». Была проведена инициативная работа совместно с НПО «Юрион» по переводу робота «Вездеход ТМ5» на цифровые каналы связи.

    Опыт по созданию МРК и систем управления для них в ОАО «СКБ ПА» составляет более 12 лет и позволяет проектировать современные системы управления роботов.

     

     

     

    • Системы управления подрессориванием образцов БТВТ.

    Подвеска любой военной техники одновременно должна выполнять важные функции: динамичность, управляемость, устойчивость, плавность хода и другие. От надежности колес и подвески во многом зависит надежность техники, так как они находятся в непосредственной близости к дороге и тем самым подвергаются тяжелым условиям эксплуатации.

    ОАО «СКБ ПА» с 2009 года осуществляет работы по созданию систем управления подрессориванием. Одной из первых разработок была система управления подрессориванием (СУП) для семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения. Предназначена для формирования команд на обеспечение изменения степени демпфирования в движении и клиренса автомобиля на стоянке, а также информационного взаимодействия с бортовой информационно-управляющей системой.

    ОАО «СКБ ПА» в ходе выполнения ОКР «СУП КАМАЗ» и ОКР «САП КАМАЗ» были созданы система управления подрессориванием (СУП) и система адаптивной подвески (САП) для автомобилей средней и большей грузоподъёмности.

    ОАО «СКБ ПА» принимает участие в создании военных гусеничных машин следующего поколения. В частности, по ТТЗ Минобороны России разработана СУП, предназначенная для управления гидропневматической подвеской гусеничной машины, приводом механизма натяжения гусениц, приводом вентилятора удаления пыли, а также приводами и стопорами аппарели. СУП обеспечивает включение системы при подаче напряжения питания; управление гидропневматической подвеской в режимах: автоматического управления демпфированием, изменением клиренса, дифферента и крена корпуса машины; регулирует натяжение гусениц; автоматическое проведение проверки (диагностики) цепей исполнительных элементом и датчиков (температуры, давления, положения) на обрыв и короткое замыкание. Также происходит контроль правильности функционирования и диагностирования гидропневматической системы подрессориванием по сигналам (значениям) датчиков. Если значения показания датчиков превышают предельно допустимые значения, то выдается соответствующая информация по CAN-каналу в информационно-управляющую систему шасси (ИУСШ).

    Опыт работы ОАО «СКБ ПА» позволяет быстро, надёжно и качественно провести разработку и изготовление как старых, так и вновь разработанных систем управления подрессориванием.

     

     

    • Электрогидравлические системы управления для металлургической промышленности.

    Работы по разработке и изготовлению оборудования и систем для металлургии ведутся с 1998 года. За истекшее время разработаны, изготовлены и внедрены электрогидравлические системы управления для сталелитейного и чугунного производства.

    Перечень внедренных проектов охватывает всю Россию и ближайшее зарубежье: ОАО «Северсталь» (г. Череповец), ОАО «Тулачермет» (г. Тула), ОАО «ЗСМК» (г. Новокузнецк), ОАО «НТМК» (г. Нижний Тагил), ОАО «ММК» (г. Магнитогорск), ОАО «НЛМК» (г. Липецк), металлургические предприятия Украины и Казахстана.

    Разрабатываются как комплексные электрогидравлические системы управления, так и их составные части: электрооборудование, гидрооборудование и системы автоматизации.

    Состав электрооборудования – пульты и панели местного управления, силовые шкафы, шкафы удаленного ввода-вывода, шкафы PLC.

    Оборудование изготавливается на базе комплектующих известных производителей RITTAL, SCHROFF, SIEMENS, SCHNEIDER и других в соответствии с требованиями заказчика.

    Состав гидрооборудования – клапаны, распределители, блоки, стойки, насосные станции на базе комплектующих REXROTH, HYDAC, PARKER, HYDROLUX, а также с использованием деталей и узлов собственного проектирования и  производства. При разработке гидрооборудования проводятся все необходимые расчеты и моделирование. В процессе производства осуществляются сквозной контроль и испытания.

    Системы автоматизации разрабатываются с использованием стандартных программных и аппаратных средств фирм SIEMENS и SCHNEIDER по алгоритмам или функциональным описаниям заказчика.